воскресенье, 10 февраля 2013 г.

картинки славянские праздники

В Дмитриевскую Субботу РПЦ чтит память павших за Родину воинов. Покровитель воинов Перун, предков вообще олицетворяет Чур, ну а суббота день Рода, «универсальный» поминальный день.

Требует пояснений и «Ореховый Спас», уже не помню где прочитал, что в некоторых местах этот праздник называют «змеевником».

Хочу объяснить, почему я не закрасил желтым цветом Положение риз Пресвятой Богородицы (15 июля) и Собор Пресвятой Богородицы (8 января). Праздников посвященных богородице в церковном календаре полтора десятка (вспомним еще апокрифические 12 пятниц) и в любом месяце, что-нибудь да подбирается, поэтому Праздники Богородицы не слишком для нас информативны. За исключением праздника Покрова, который из праздников Богородицы самый главный и неудивительно, что он соответствует самой Макоши, тем более, что и Параскева совсем близко. Не исключаю, что это два осколка одного продолжительного по времени праздника.

В последнем столбце таблицы приведена моя подборка праздников посвященных конкретным богам. Желтым цветом помечены праздники, в правильном положении которых я практически уверен. Все это праздники РПЦ. На счет собственно языческих праздников сведения не очень достоверны. Ясно, что вопрос требует дополнительной проработки.

Обобщенные данные, по современным месяцам в которых следует ожидать праздники, приведены в четвертом столбце таблицы.

И опять мы можем прикинуть, те месяцы, когда следует ожидать праздников 10-и небесных богов. Правда, точность здесь еще хуже, так как солнечных месяцев всего десять.

Аналогичную операцию можно провести и для Солнечных месяцев и их божеств. Здесь «опорной» точкой будет, конечно же, праздник Купалы, ставший в христианстве Рождеством Иоанна Предтечи (27 июня). Также можно использовать праздник Кузьмы и Демьяна (14 ноября) именуемый в народе Сварожки. Кроме того хорошо известно, что на Николу Летнего празднуют и Ярилин день (Семик).

Однако мы можем прикинуть, хотя и с большой погрешностью, месяцы Григорианского Календаря, в которых следует ожидать праздников божеств соответствующих первым 12 буквам кириллицы.

Наличие пяти относительно достоверных «опорных» точек позволяют примерно привязать двенадцать лунных месяцев Солнечно-Лунного календаря к современному Григорианскому Календарю. Конечно, привязка эта весьма грубая, ведь календари имеют различное устройство, и фиксированная дата в одном из них может «гулять» в другом почти на целый месяц. Кроме того, мне на сегодня не понятны и сами принципы, которыми руководствовалась РПЦ при таком переводе дат. Не факт, что правила эти вообще для всех этих дат едины.

Не столь сильно повезло Роду, но в народные традиции связывают его праздник с Родионом Ледоломом (21 апреля).

Сохранились подобные сведения и о Велесе, который «работает» ныне Николаем Чудотворцем. РПЦ отмечает двух Никол: Летнего (22 мая) и Зимнего (19 декабря).

Образ Макоши перешел в образ богородицы и отчасти Параскевы Пятницы. Вспомним здесь знаменитый апокриф о двенадцати пятницах. Ведь как раз мы определили день Макоши, как «вторую» пятницу на неделе, то есть преддверие полнолуния. В году двенадцать лунных месяцев, и соответственно двенадцать полнолуний. Напомню, что Параскеву РПЦ почитает 27 октября.

Так бесспорно, что христианский Илья Пророк «вырос» из языческого Перуна. Его праздник РПЦ празднует 2-ого августа (все даты по «новому» стилю).

Существует несколько общепризнанных фактов по персоналиям языческих богов, ставших христианскими святыми.

Что касается свидетельств о языческих праздниках, то такие сведения скудны. Наблюдается множество разночтений: как по их датам, так и по их содержанию.

Первым делом вспомним, что многие боги славянского пантеона плавно перешли в христианских святых, поэтому естественно предполагать, что праздники, посвященные этим богам, сместились в календаре относительно их первоначального языческого положения незначительно. В противном случае нарушилась бы связь этих праздников с фенологическими явлениями природы, и это было бы трудно объяснить народу. Именно праздники Русской Православной Церкви (РПЦ) и позволили, хотя бы приблизительно связать Календарь, изображенный на кресте Мары, с нашим современным. Это возможно потому, что праздники РПЦ привязаны к конкретной дате и снабжены однозначным толкованием.

Частично ответы на эти два вопроса может дать рассмотрение языческих и церковных праздников.

Представленный в прошлой беседе подлинный славянский календарь, дает представление о счете времени в стародавние времена, показывает структуру славянского пантеона богов. Однако очень мало добавляет к знанию о персоналиях этого пантеона. К сожалению, на календаре подписана только Мара. Хотя собственно к Таро эти вопросы не относятся, но хотелось бы проверить, насколько правильно мы распределили богов по буквам и Арканам, а также как этот календарь соотносится с современным.

ч. 8 Славянские праздники

ч. 8 Славянские праздники (Михаил Корольков) / публицистика / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий